КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Многолетний
опыт работы показывает, что среди многообразия проблем, с которыми поступают в
Центр дети, являются нарушенные взаимоотношения с родителями и характер
внутрисемейных взаимоотношений. Основными причинами нарушения детско-родительских
отношений являются неверные воспитательные установки и позиции родителей.
Поэтому наряду с реабилитацией несовершеннолетних ведётся
коррекционно-реабилитационная работа с семьёй.
Детско-родительские
отношения понимаются как система различных чувств и поступков взрослых людей по
отношению к детям, и наоборот. Семья, в которой ребёнок проводит основную часть
своего времени, оказывает значимое влияние на все сферы его жизни, на его
психоэмоциональное состояние и особенности развития его личности. Многие, на
первый взгляд, только педагогические проблемы, такие как неуспеваемость,
пропуск уроков без уважительных причин, снижение мотивации к учебному процессу,
нарушения внимания и произвольности поведения, зачастую оказывается связанными
с трудностями именно в сфере отношений с родителями. Как показывает практика,
такие проблемы выявлены у 87 % поступающих в Центр детей.
Поэтому
одним из направлений работы в Центре
является коррекция именно детско-родительских отношений.
Работа
предусматривает сбор информации (диагностику), анализ полученной информации,
непосредственную работу с выявленными проблемами (коррекцию), повторную
диагностику.
Оценить
степень и характер отклонений в детско-родительских отношениях позволяет
использование компьютерного блока «Диагностика родительско-детских отношений»,
который включает в себя пять диагностических методик, четыре из которых
заполняют родители, а одну подростки.
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет
определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного
патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины
этих нарушений.
Методика «Экспресс-диагностика семейного состояния» позволяет
оценить уровень общей семейной тревожности и необходимость дополнительного
анализа сферы родительско-детских отношений.
Методика «Измерение родительских установок и
реакций» позволяет
выявить уровень общей напряжённости в детско-родительских отношениях.
Методика «Родительско-детские отношения
(PARI)» позволяет
изучить отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной
жизни (семейной роли).
Методика «Подросток о родителях» позволяет
выявить уровень враждебности у детей по отношению к родителям и другие
отклонения во взаимоотношениях с родителями.
Выявленные
проблемы определяют необходимость применения специальных технологий в работе с
семьями по коррекции детско-родительских отношений. В зависимости от выявленных
проблем определяется работа с несовершеннолетним
и его семьёй. Данная работа предусматривает
цикл занятий по темам: «Знакомство», «Семейная фотография», «Нити доверия»,
«Пойми меня», «Наши страхи», «Я многое могу», «Дорога радости», «Дружная
семейка», «Мы вместе» и другие.
Эти занятия
проводит психолог, как с несколькими
семьями со схожими проблемами одновременно, так и индивидуально с каждой
семьёй. Количество проводимых занятий также может варьироваться для каждой
семьи отдельно, в зависимости от степени остроты выявленных отклонений в
родительско-детских отношениях и выраженности результата проведённой
коррекционно-реабилитационной работы.
В занятия
включены различные арттерапевтические методики (песочная терапия, групповая
картина), направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на развитие
отношений сотрудничества между родителями и детьми, на развитие чувства
эмпатии, на эмоциональное сближение друг с другом, на развитие коммуникативных
навыков. Работа психолога позволяет оценить взаимоотношения в каждой паре
(родители — ребёнок) и в группе в целом (степень сработанности группы, степень
принятия – непринятия друг друга в группе, выявить «ведущего» и «ведомого» в
каждой паре), способствует эмоциональному сближению семьи в целом, обеспечивает
эмоциональное развитие детей и создание гармоничных детско-родительских
отношений.
Таким
образом, как показывает практика, включение родителей и детей в работу позволяет
скорректировать семейные взаимоотношения.
Важной
формой работы психолога по налаживанию детско-родительских отношений является
консультирование родителей, вызванное следующими причинами: нарушением
поведения (агрессией, гиперактивностью, замкнутостью ребёнка); сложностями во
взаимоотношениях; психосоматическими заболеваниями детей; нарушением
эмоционального состояния (высокой тревожностью, страхами, гневом у ребёнка).
При
консультировании значимо не игнорировать уже имеющиеся у родителей и детей
знания, а способствовать восприятию приводимых фактов и доводов с различных
точек зрения и позиций. Консультация строится так, что привносит нечто новое,
полезное для развития, воспитания ребёнка и построения с ним конструктивных
взаимоотношений. Родителям предлагаются разработанные памятки с рекомендациями
по налаживанию детско-родительских отношений.
Также
родителей приглашаем на праздники, проводимые учреждением, где ребята готовят
праздничную поздравительную программу для своих близких и сотрудников Центра,
на такие мероприятия, как 8 Марта, День Матери,
День Семьи, День Семьи, любви и верности. Ребята раскрываются творчески,
многие родители даже не подозревают, какие таланты скрываются в их детях.
Опыт работы
показывает, что многим родителям просто не хватает компетенции в вопросах
воспитания своих детей. Поэтому в Центре родителям предлагается разнообразная
литература для расширения своих знаний, способов взаимодействия с ребенком,
повышение психолого-педагогической грамотности. Также в работе с родителями
широко применяются такие формы работы, как групповая дискуссия, индивидуальная
беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее.
С целью
выявления динамики и эффективности коррекционной работы по налаживанию детско-родительских
отношений проводится повторная диагностика родителей с помощью опросника
«Анализ семейных взаимоотношений» и подростков с помощью опросника «Подростки о
родителях».
Исходя
из результатов заключительной диагностики, можно сделать вывод об
эффективности используемых технологий в работе с семьями. Повышается психолого-педагогическая
грамотность родителей, возрастает их воспитательная активность, формируется позитивное
отношение к ребёнку, развивается процесс конструктивного взаимодействия с
детьми и взаимопонимания между всеми членами семьи, открываются новые
перспективы внутрисемейных отношений.
В процессе
работы у родителей формируются адекватные представления о личности и
психофизических возможностях ребенка, формируется позитивное отношение к
ребёнку, перестраиваются и гармонизируются семейные отношения в целом,
снижаются их негативные переживания.
Такая работа
способствует сохранению благополучия семьи, как единственного полноценного
института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.
Заведующий отделением по предоставлению временного приюта
КУ "СРЦН Знаменского района" О.Л. Ерахтина
Комментариев нет:
Отправить комментарий