вторник, 28 ноября 2023 г.

 

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Многолетний опыт работы показывает, что среди многообразия проблем, с которыми поступают в Центр дети, являются нарушенные взаимоотношения с родителями и характер внутрисемейных взаимоотношений. Основными причинами нарушения детско-родительских отношений являются неверные воспитательные установки и позиции родителей. Поэтому наряду с реабилитацией несовершеннолетних ведётся коррекционно-реабилитационная работа с семьёй.

Детско-родительские отношения понимаются как система различных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям, и наоборот. Семья, в которой ребёнок проводит основную часть своего времени, оказывает значимое влияние на все сферы его жизни, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития его личности. Многие, на первый взгляд, только педагогические проблемы, такие как неуспеваемость, пропуск уроков без уважительных причин, снижение мотивации к учебному процессу, нарушения внимания и произвольности поведения, зачастую оказывается связанными с трудностями именно в сфере отношений с родителями. Как показывает практика, такие проблемы выявлены у 87 % поступающих в Центр детей.

Поэтому одним из направлений  работы в Центре является коррекция именно детско-родительских отношений.

Работа предусматривает сбор информации (диагностику), анализ полученной информации, непосредственную работу с выявленными проблемами (коррекцию), повторную диагностику.

Оценить степень и характер отклонений в детско-родительских отношениях позволяет использование компьютерного блока «Диагностика родительско-детских отношений», который включает в себя пять диагностических методик, четыре из которых заполняют родители, а одну подростки.

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

Методика «Экспресс-диагностика семейного состояния» позволяет оценить уровень общей семейной тревожности и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.

Методика «Измерение родительских установок и реакций» позволяет выявить уровень общей напряжённости в детско-родительских отношениях.

Методика «Родительско-детские отношения (PARI)» позволяет изучить отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Методика «Подросток о родителях» позволяет выявить уровень враждебности у детей по отношению к родителям и другие отклонения во взаимоотношениях с родителями.

Выявленные проблемы определяют необходимость применения специальных технологий в работе с семьями по коррекции детско-родительских отношений. В зависимости от выявленных проблем определяется  работа с несовершеннолетним и его семьёй.  Данная работа предусматривает цикл занятий по темам: «Знакомство», «Семейная фотография», «Нити доверия», «Пойми меня», «Наши страхи», «Я многое могу», «Дорога радости», «Дружная семейка», «Мы вместе» и другие.

Эти занятия проводит психолог,  как с несколькими семьями со схожими проблемами одновременно, так и индивидуально с каждой семьёй. Количество проводимых занятий также может варьироваться для каждой семьи отдельно, в зависимости от степени остроты выявленных отклонений в родительско-детских отношениях и выраженности результата проведённой коррекционно-реабилитационной работы.

В занятия включены различные арттерапевтические методики (песочная терапия, групповая картина), направленные на снятие психоэмоционального напряжения, на развитие отношений сотрудничества между родителями и детьми, на развитие чувства эмпатии, на эмоциональное сближение друг с другом, на развитие коммуникативных навыков. Работа психолога позволяет оценить взаимоотношения в каждой паре (родители — ребёнок) и в группе в целом (степень сработанности группы, степень принятия – непринятия друг друга в группе, выявить «ведущего» и «ведомого» в каждой паре), способствует эмоциональному сближению семьи в целом, обеспечивает эмоциональное развитие детей и создание гармоничных детско-родительских отношений.

Таким образом, как показывает практика, включение родителей и детей в работу позволяет скорректировать семейные взаимоотношения.

Важной формой работы психолога по налаживанию детско-родительских отношений является консультирование родителей, вызванное следующими причинами: нарушением поведения (агрессией, гиперактивностью, замкнутостью ребёнка); сложностями во взаимоотношениях; психосоматическими заболеваниями детей; нарушением эмоционального состояния (высокой тревожностью, страхами, гневом у ребёнка).

При консультировании значимо не игнорировать уже имеющиеся у родителей и детей знания, а способствовать восприятию приводимых фактов и доводов с различных точек зрения и позиций. Консультация строится так, что привносит нечто новое, полезное для развития, воспитания ребёнка и построения с ним конструктивных взаимоотношений. Родителям предлагаются разработанные памятки с рекомендациями по налаживанию детско-родительских отношений.

Также родителей приглашаем на праздники, проводимые учреждением, где ребята готовят праздничную поздравительную программу для своих близких и сотрудников Центра, на такие мероприятия, как 8 Марта, День Матери,  День Семьи, День Семьи, любви и верности. Ребята раскрываются творчески, многие родители даже не подозревают, какие таланты скрываются в их детях.

Опыт работы показывает, что многим родителям просто не хватает компетенции в вопросах воспитания своих детей. Поэтому в Центре родителям предлагается разнообразная литература для расширения своих знаний, способов взаимодействия с ребенком, повышение психолого-педагогической грамотности. Также в работе с родителями широко применяются такие формы работы, как групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее.

С целью выявления динамики и эффективности коррекционной работы по налаживанию детско-родительских отношений проводится повторная диагностика родителей с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» и подростков с помощью опросника «Подростки о родителях».

Исходя из  результатов заключительной диагностики, можно сделать вывод об эффективности используемых технологий в работе с семьями. Повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, возрастает их воспитательная активность, формируется позитивное отношение к ребёнку, развивается процесс конструктивного взаимодействия с детьми и взаимопонимания между всеми членами семьи, открываются новые перспективы внутрисемейных отношений.

В процессе работы у родителей формируются адекватные представления о личности и психофизических возможностях ребенка, формируется позитивное отношение к ребёнку, перестраиваются и гармонизируются семейные отношения в целом, снижаются их негативные переживания.

Такая работа способствует сохранению благополучия семьи, как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

         Заведующий отделением по предоставлению временного приюта

                                 КУ  "СРЦН Знаменского района" О.Л. Ерахтина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новая технология

 Татьяна Васильевна Губанищева представила свою практику на платформе СМАРТЕКА. Ознакомиться с ней можно по ссылке https://smarteka.com/cont...